понедельник, 20 января 2014 г.

Программа "Чтение и проект "100 книг"

П А С П О Р Т
школьной целевой программы поддержки и развития чтения информационно-библиотечного центра муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №71 г.Тулы
«Формирование культуры самообразования учащихся через чтение в рамках реализации проекта «100 книг»
Наименование программы
«Формирование культуры самообразования учащихся через чтение в рамках реализации проекта «100 книг »
Дата принятия решения о разработке программы, дата её утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

  Май  2013г.
Заказчик, директор проекта
Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №71.
Основные разработчики проекта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №71, творческая группа













Цели и задачи программы
Цели программы:
Ø Развитие и поддержка   интереса к чтению и книге, поддержание высокого престижа чтения в общественном сознании.
Ø Приобщение к чтению и пользованию библиотеками  учащихся школы,  развитие устойчивой потребности в чтении, формирование культуры чтения, умений, позволяющих читателю самостоятельно формировать свой круг чтения, использовать чтение как инструмент познания мира и самопознания;
Ø Развитие навыков эффективного чтения, овладение читателями современными технологиями работы с текстом, книгой, развитие любви к чтению, повышение уровня чтения.
Ø Решение проблемы воспитания российской идентичности через чтение с помощью проекта «100 книг», являющимся «локомотивом» национальной политики в области чтения и книжной культуры.
Ø  Формирование личностных характеристик учащихся школы.
Задачи   программы:
Ø Пропаганда знаний и чтения, как их основы, поддержка и продвижение интереса к чтению. Формирование читательской культуры. Поддержка и активизация читательской деятельности.
Ø Привлечение пользователей в школьный  информационно-библиотечный центр. 
Ø  Раскрытие богатейшего потенциала книги и чтения, информационных ресурсов, доступность всех произведений  перечня «100 книг».
Ø  Предоставление детям возможности получать удовольствие от чтения и испытывать радость от приобщения к знаниям и художественным произведениям. Развитие любви к книге и чтению, расширение кругозора ребенка через изучение познавательной, учебной и художественной литературы, повышение его интеллектуального развития.
Ø Формирование позитивного в молодежной среде имиджа проекта «100 книг» и  участия в нем.
Ø Сотрудничество со всеми заинтересованными в поддержке и продвижении чтения организациями, учреждениями и ведомствами, властными структурами и СМИ, учебными заведениями, фондами и общественными организациями.
Ø Взаимодействие с родителями, формируя поддержку проекта в родительском сообществе.
Сроки и этапы реализации программы
  2013 – 2016 годы.
Исполнители программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №71.
Объемы и источники финансирования
Бюджет МБОУСОШ №71, внебюджетные средства
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
  1.  Повышение культурной компетентности.
  2. Повышение читательской компетентности.
  3. Повышение грамотности.
  4. Изменение отношения к чтению.
  5. Рост читательской активности.
  6. Развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению.
  7. Становление личностных характеристик выпускника с помощью чтения, как вида интеллектуальной, духовной и эстетической деятельности.
  8. Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
  9. Позиционирование  информационно-библиотечного центра как интеллектуального и информационно-досугового центра школы.
  10. Укрепление фонда ИБЦ.
  11. Воспитание уважения к книге.
  12. Изменение структуры досуга.
Система организации контроля за исполнением проекта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №71.
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом

       Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания педагогов, библиотекарей, широкой общественности. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Чтение становится не только средством вхождения человека в культуру, но и серьезным фактором его личной успешности в различных сферах жизнедеятельности. Однако отзывы педагогов и родителей свидетельствуют, что круг свободного чтения школьников достаточно узок, в нем существенно преобладают произведения легкого жанра. Острой проблемой остается низкий уровень читательской компетентности. Так, по данным международных сравнительных исследований, высокие результаты в навыках чтения, демонстрируемые нашими выпускниками начальной школы, сильно диссонируют с низкими показателями 15-летних учащихся, более того, результаты последних значительно уступают в сравнении с показателями большинства развитых стран. Уменьшается доля чтения в досуговой деятельности школьников, что является тревожной тенденцией для страны, в которой чтение всегда возглавляло перечень любимых занятий образованных людей.
     В связи с создавшейся ситуацией в   «Национальной программе поддержки и развития чтения» подчеркивается, что уровень чтения не только является определяющим фактором решения актуальных задач российского образования, но и во многом определяет характер политики и экономики, а также национальную безопасность и конкурентоспособность страны. Это означает, что развитие чтения постепенно становится не только педагогическим, но и социальным приоритетом современности. Чтение школьников и студентов как социально-педагогический феномен представляет собой развивающуюся систему, обусловленную социальным и педагогическим влияниями. Системообразующим фактором, обеспечивающим жизнеспособность этой системы, является удовлетворение разнообразных личностных читательских потребностей школьников (духовных, информационных, гедонистических, образовательных, социальных, развлекательных).
      Актуальность данного проекта обусловлена реализацией целей, задач и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, обозначенных в статье В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» от 23 января 2012 г.,  В своей статье  В. В. Путин, говоря о многонациональном, самобытном и едином российском народе, напомнил о том, что «наша нация всегда была читающей нацией», и предложил сформировать список из 100 книг для самостоятельного прочтения выпускниками российской школы. Группа специалистов, вовлеченных в реализацию проекта, изначально предполагала, что идея Президента России В.В.Путина – сформировать национальный список книг, которые должен прочитать и осмыслить каждый выпускник современной школы – является предельно продуктивной. Этот список дополнил бы имеющиеся всем известные мировые списки (список ВВС, списки известных университетов мира, список И.Бродского и другие аналогичные проекты) за счет знаковых произведений, созданных российскими философами, учеными, писателями. Практика «внеклассного чтения» – замечательная российская традиция, возникшая на стыке семейного и общественного воспитания, ее обновленная версия в виде рекомендательного списка из 100 книг может стать важным стимулом к возрождению культуры детского чтения. 
     При     работе со списком  следует исходить из следующей группы стартовых положений:
1. качество национального образования во многом определяется теми аутентичными источниками, которые самостоятельно прочитаны и осмыслены человеком (Л.Любимов, О.Лебедев, И.Фрумкин и др.);
2. книги, которые   включены в список,   отвечают трем критериям – интерес, значимость и польза, то есть это   книги, которые важно, полезно и интересно читать современным школьникам;
3.  Перечень «100 книг»  в  МБОУСОШ № 71 дополнен за счет наименований, отражающих региональную специфику чтения.   Поэтому список целесообразнее всего именовать «100+»;
4. в список входят произведения русской литературы или написанные на русском языке (в отдельных случаях – переведенные) произведения писателей народов России;
5. задача реализации программы «100+»   не может быть возложена исключительно на учителей литературы и русского языка или школьных библиотекарей; в решение проблемы воспитания российской идентичности через чтение  будет  вовлечен весь школьный коллектив, родители и партнеры школы.
            Значимость проекта обусловлена его образовательным потенциалом, который позволяет связать идеи российской идентичности и самоопределения с идеей поддержки и развития культуры чтения в российском сообществе. Не абсолютизируя чтение книг в качестве основного способа обретения нравственных идей, следует отметить, что путь чтения и осмысления великих, знаковых для человека и общества текстов следует не только относить к традиции формирования личности, но и воспринимать как эффективный путь воспитания и самовоспитания.
    Проект «100 книг»   выступает в качестве одной из образовательных технологий, направленных на реализацию Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения.   Проект «100 книг» согласуется с общей методологией Стандарта, поскольку в логике системно-деятельностного подхода обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
           Проект «100 книг»   ориентирован на становление значимых личностных характеристик выпускника (“портрет выпускника школы”):
любовь к России, к своему краю, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям; осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознание своей сопричастности судьбе  Отечества; креативное и критическое мышление, готовность активно и целенаправленно познавать мир, понимание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества; мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий