П А С П О Р Т
школьной целевой программы поддержки и развития чтения информационно-библиотечного
центра муниципального общеобразовательного учреждения – средней
общеобразовательной школы №71 г.Тулы
«Формирование культуры самообразования учащихся через чтение в
рамках реализации проекта «100 книг»
Наименование программы
|
«Формирование культуры
самообразования учащихся через чтение в рамках реализации проекта «100 книг »
|
Дата принятия решения о разработке программы, дата её
утверждения (наименование и номер соответствующего
нормативного акта)
|
Май 2013г.
|
Заказчик, директор проекта
|
Администрация
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней
общеобразовательной школы №71.
|
Основные разработчики проекта
|
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа
№71, творческая группа
|
Цели и задачи программы
|
Цели
программы:
Ø Развитие
и поддержка интереса
к чтению и книге, поддержание высокого престижа чтения
в общественном сознании.
Ø
Приобщение
к чтению и пользованию библиотеками
учащихся школы, развитие
устойчивой потребности в чтении, формирование культуры чтения, умений,
позволяющих читателю самостоятельно формировать свой круг чтения,
использовать чтение как инструмент познания мира и самопознания;
Ø
Развитие
навыков эффективного чтения, овладение читателями современными технологиями
работы с текстом, книгой, развитие любви к чтению, повышение уровня
чтения.
Ø
Решение проблемы воспитания российской
идентичности через чтение с помощью проекта «100 книг», являющимся
«локомотивом» национальной политики в области чтения и книжной культуры.
Ø
Формирование личностных характеристик
учащихся школы.
Задачи программы:
Ø Пропаганда знаний
и чтения, как их основы, поддержка и продвижение интереса
к чтению. Формирование читательской культуры. Поддержка и активизация
читательской деятельности.
Ø Привлечение пользователей
в школьный
информационно-библиотечный центр.
Ø Раскрытие
богатейшего потенциала книги и чтения, информационных ресурсов,
доступность всех произведений перечня
«100 книг».
Ø Предоставление
детям возможности получать удовольствие от чтения и испытывать
радость от приобщения к знаниям и художественным
произведениям. Развитие любви к книге и чтению, расширение
кругозора ребенка через изучение познавательной, учебной
и художественной литературы, повышение его интеллектуального развития.
Ø Формирование позитивного
в молодежной среде имиджа проекта «100 книг» и участия в нем.
Ø Сотрудничество
со всеми заинтересованными в поддержке и продвижении чтения
организациями, учреждениями и ведомствами, властными структурами
и СМИ, учебными заведениями, фондами и общественными организациями.
Ø Взаимодействие с
родителями, формируя поддержку проекта в родительском сообществе.
|
Сроки и этапы реализации программы
|
2013 – 2016 годы.
|
Исполнители программы
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №71.
|
Объемы и источники финансирования
|
Бюджет МБОУСОШ №71, внебюджетные средства
|
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
|
|
Система организации контроля за исполнением проекта
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №71.
|
Содержание проблемы и обоснование
необходимости её решения программно-целевым методом
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне
особо пристального внимания педагогов, библиотекарей, широкой общественности.
Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской
культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях
информационного общества. Чтение становится не только средством вхождения человека
в культуру, но и серьезным фактором его личной успешности в различных сферах
жизнедеятельности. Однако отзывы педагогов и родителей свидетельствуют, что
круг свободного чтения школьников достаточно узок, в нем существенно
преобладают произведения легкого жанра. Острой проблемой остается низкий
уровень читательской компетентности. Так, по данным международных сравнительных
исследований, высокие результаты в навыках чтения, демонстрируемые нашими
выпускниками начальной школы, сильно диссонируют с низкими показателями
15-летних учащихся, более того, результаты последних значительно уступают в
сравнении с показателями большинства развитых стран. Уменьшается доля чтения в
досуговой деятельности школьников, что является тревожной тенденцией для
страны, в которой чтение всегда возглавляло перечень любимых занятий
образованных людей.
В связи с создавшейся ситуацией в «Национальной
программе поддержки и развития чтения» подчеркивается, что уровень чтения не
только является определяющим фактором решения актуальных задач российского
образования, но и во многом определяет характер политики и экономики, а также
национальную безопасность и конкурентоспособность страны. Это означает, что
развитие чтения постепенно становится не только педагогическим, но и социальным
приоритетом современности. Чтение школьников и студентов как
социально-педагогический феномен представляет собой развивающуюся систему,
обусловленную социальным и педагогическим влияниями. Системообразующим фактором,
обеспечивающим жизнеспособность этой системы, является удовлетворение
разнообразных личностных читательских потребностей школьников (духовных,
информационных, гедонистических, образовательных, социальных, развлекательных).
Актуальность
данного проекта обусловлена реализацией целей, задач и приоритетов
социально-экономического развития Российской Федерации, обозначенных в статье
В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» от 23 января 2012 г., В своей статье В. В. Путин, говоря о многонациональном, самобытном
и едином российском народе, напомнил о том, что «наша нация всегда была
читающей нацией», и предложил сформировать список из 100 книг для
самостоятельного прочтения выпускниками российской школы. Группа специалистов,
вовлеченных в реализацию проекта, изначально предполагала, что идея Президента
России В.В.Путина – сформировать национальный список книг, которые должен
прочитать и осмыслить каждый выпускник современной школы – является предельно
продуктивной. Этот список дополнил бы имеющиеся всем известные мировые списки
(список ВВС, списки известных университетов мира, список И.Бродского и другие
аналогичные проекты) за счет знаковых произведений, созданных российскими философами,
учеными, писателями. Практика «внеклассного чтения» – замечательная российская
традиция, возникшая на стыке семейного и общественного воспитания, ее
обновленная версия в виде рекомендательного списка из 100 книг может стать
важным стимулом к возрождению культуры детского чтения.
При работе со списком следует исходить из следующей группы стартовых
положений:
1. качество
национального образования во многом определяется теми аутентичными источниками,
которые самостоятельно прочитаны и осмыслены человеком (Л.Любимов, О.Лебедев,
И.Фрумкин и др.);
2. книги,
которые включены в список, отвечают трем критериям – интерес, значимость
и польза, то есть это книги, которые важно, полезно и интересно
читать современным школьникам;
3. Перечень «100
книг» в МБОУСОШ № 71 дополнен за счет наименований,
отражающих региональную специфику чтения. Поэтому
список целесообразнее всего именовать «100+»;
4. в список входят произведения русской литературы или
написанные на русском языке (в отдельных случаях – переведенные) произведения
писателей народов России;
5. задача реализации программы «100+» не
может быть возложена исключительно на учителей литературы и русского языка или
школьных библиотекарей; в решение проблемы воспитания российской идентичности
через чтение будет вовлечен весь школьный коллектив,
родители и партнеры школы.
Значимость
проекта обусловлена его образовательным потенциалом, который позволяет связать
идеи российской идентичности и самоопределения с идеей поддержки и развития
культуры чтения в российском сообществе. Не абсолютизируя чтение книг в
качестве основного способа обретения нравственных идей, следует отметить, что
путь чтения и осмысления великих, знаковых для человека и общества текстов
следует не только относить к традиции формирования личности, но и воспринимать
как эффективный путь воспитания и самовоспитания.
Проект «100
книг» выступает в качестве одной из образовательных технологий,
направленных на реализацию Федерального Государственного образовательного
стандарта нового поколения. Проект «100
книг» согласуется с общей методологией Стандарта, поскольку в логике
системно-деятельностного подхода обеспечивает: формирование готовности
обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и
конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся; построение образовательного
процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических
особенностей и здоровья обучающихся.
Проект
«100 книг» ориентирован на становление значимых
личностных характеристик выпускника (“портрет выпускника школы”):
любовь к России, к своему краю, уважение к своему
народу, его культуре и духовным традициям; осознание и принятие традиционных
ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального
российского народа, человечества, осознание своей сопричастности судьбе Отечества; креативное и критическое мышление,
готовность активно и целенаправленно познавать мир, понимание ценности
образования и науки, труда и творчества для человека и общества; мотивированность
на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий