понедельник, 20 января 2014 г.

Посвящение в читатели

Посвящение в читатели.
«Путешествие в Книжное царство – мудрое государство».

 Тема: «Путешествие в Книжное царство - мудрое государство» Посвящение первоклассников в читатели школьной библиотеки.
  Цели. Пробудить интерес к каждодневному чтению, узнать неизвестное об истории книгопечатания,  познакомить с правилами пользования библиотекой.
 Здравствуйте, ребята! Сегодня  Вы станете читателями. В
каждой школе есть   комната, где живут тысячи молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит туда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми, учёными друзьями. А они во всём готовы услужить. Эти умнейшие и мудрейшие и к тому же добрые друзья – книги. И живут они в доме Всезнайки, а как он  называется, Вы должны догадаться.

Снаружи смотришь –
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и  царь Гвидон,
И добрый дед Мазай …
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай.
 Молодцы, конечно, это библиотека!   «Библио»  по-гречески – книга, « тек а»  - хранилище. Книги в библиотеке не только хранят -  но и выдают для чтения. Это самое главное.  А пока готовьтесь стать читателями нашей маленькой библиотеки. Про книгу существует много пословиц:

  Книга в счастье украшает,  а  в несчастье утешает.
 Не красна книга письмом, красна умом.
 Книга помогает в труде, выручает в беде.
 Испокон века книга растит человека.
 Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
 Книга -  зеркало для мудреца, в ней видны черты его лица.

Правда, хорошие слова  о  книге придумал народ?  Мне остаётся только добавить,  что,  подружившись с книгой, надо стараться быть хорошим  хозяином, внимательным читателем. Ребята, а как Вы думаете, почему библиотеку  называют домом Всезнайки? Конечно, в доме Всезнайки можно найти самые разные книги.

   Короткие и длинные,
   Новые и старинные,
   Обычные  и странные,
   И даже иностранные,
   Серьёзные, учебные.
    Весёлые, волшебные.
    Про море и про лес,
    С картинками и без.

Книги, ребята, живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня.

      Печатные книги возникли не сразу,
      Песец переписывал каждую фразу,
      Глаза уставали, дрожала рука.
      И так продолжалось века и века.

В старину книги очень ценили, так как создавались они очень медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. А на чём   и чем писали летописцы? Писали  гусиным пером, острой палочкой. В Древнем Египте писали на папирусе, который изготавливали из растений. Но он был не прочный. Древние Греки писали на телячьей коже и называли пергаментом - имени города Пергама. Но чтобы изготовить одну книгу, им надо было истребить целое стадо телят. На Руси был свой материал. Это была береста. Кто знает что это? Береста – наружная часть коры берёзы, состоящая из легко отделяемых друг от друга тонких, полупрозрачных, гладких, белых слоёв.  Впервые бумагу изготовили в Китае из шёлка. В настоящее время её делают из  древесины. Вернее, из  вещества, которое содержится в древесине, - целлюлозы. Более 400 лет назад  в России Иван Фёдоров и его помощники  напечатали первую книгу. Называлась она Апостол. На её изготовление  потратили целый год. Произошло это в 1564 году. Иваном Фёдоровым был  создан и первый русский букварь, по которому обучались взрослые и дети.

Более 400 лет назад  в России Иван Фёдоров и его помощники  напечатали первую книгу. Называлась она Апостол. На её изготовление  потратили целый год. Произошло это в 1564 году. Иваном Фёдоровым был  создан и первый русский букварь, по которому обучались взрослые и дети. 
 Но чтобы мы смогли взять в руки  книгу над ней должны потрудиться  рабочие в типографии, авторы, редакторы, художники, писатели. Видите, сколько   людей трудится над созданием одной книги. Давайте же будем ценить чужой труд и беречь книги. У  Ильина есть стихотворение под названием  « Две книжки». Послушайте  его:

 Однажды встретились две книжки,
 Разговорились меж собой.
 Ну,  как твои делишки?
 Одна спросила у другой.
 Ох, милая, мне стыдно перед классом,
 Хозяин мой
 Обложки вырвал… с мясом!
 Да что  обложки… оборвал листы!
 Из них он делает кораблики, плоты
 И голубей…
 Боюсь, листы пойду на змей,
 Тогда  лететь мне в облака!
 А у тебя целы бока?
 Твои мне не знакомы муки.
 Не помню я такого дня,
 Чтобы, не вымыв  чисто руки,
 Сел ученик читать  меня!
 А посмотри-ка на мои листочки:
 На них чернильной не увидишь точки,
 Про кляксы я молчу –
 О них и говорить - то неприлично…
 Зато и я его учу
 Не как – нибудь, а на « отлично»!
 Ну,  мой  на тройках едет  еле- еле
 И даже двойку получил на той неделе…

Это очень грустные стихи, дети.   Но я думаю, что у нас таких мальчишек и девчонок  в школе нет.



 А теперь я посмотрю, как Вы знаете героев  книг, про которых  Вам читали  мамы, папы, сестрёнки и братишки. Вы готовы? Тогда начали:

    Лечит  маленьких детей.
    Лечит птичек и зверей.
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор …(Айболит)

    Многим долго неизвестный,
    Стал он каждому дружком.
     Всем по сказке интересной
     Мальчик – луковка знаком
     Очень просто и недлинно
     Он зовётся…(Чиполлино)

      Перед волком не дрожал
      От медведя убежал.
      А лисице на зубок
      Всё же попался…(Колобок)

      Вдруг из   маминой  из спальни,
      Кривоногий и хромой,
      Выбегает умывальник
И качает головой. (Мойдодыр)

В этом доме именины, много было там гостей,
И на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,
Но коварному  злодею  кто – то голову срубил  (Муха – цокотуха. Комар)

Бабусю знает целый свет
Ей отроду лишь триста лет
Там, на невиданных дорожках,
Изба её на курьих ножках.
Кто это?         (Баба – Яга)

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят..
 Что это за сказка?        (Гуси – лебеди).

Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
 Когда же случилось попасть ей  на бал ,
      То голову принц от любви потерял.
      Она башмачок потеряла тогда же,
      Кто она такая, кто мне подскажет? (Золушка)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не  ведая ,несёт её домой.(Маша и медведь)

Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка (Дюймовочка)

В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня (Гуси-лебеди)

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко (Петушок-золотой гребешок)

Вымолвил словечко-
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю (По щучьему велению)

Нет ни речки, ни пруда,
 Где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке из копытца! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).
  Ах, какие умные ребятишки! Все мои загадки разгадали.
 А теперь, мои первоклассники, перед тем как записать Вас  в нашу библиотеку, произнесите клятву:

     Брать книгу только чистыми руками – клянусь.
     Не загибать страницу вкладывать в книгу закладку – клянусь.
     Не перегибать книгу при чтении, от этого выпадают страницы –          клянусь.
     Не делать в книге пометок – клянусь.
     Если книга порвалась, подклеить её – клянусь.
 Дорогие первоклассники! От имени дирекции школы и всех учителей я поздравляю Вас  с посвящением в читатели.

    Умеете  Вы, и читать, и писать,
    Желаю, чтоб Вы  научились летать.
    Желаю Вам всем прочитать горы книг.
    И станет прилежным любой ученик.
    Желаю, ребята, со сказкой дружить,
     И в сказочном мире немного пожить.
     Желаю Вам всем только Знайками быть,
     А книги  и знать, и, конечно, любить!


Комментариев нет:

Отправить комментарий