понедельник, 20 января 2014 г.

Программа "Школьная библиотека - информационный центр"

П А С П О Р Т
школьной целевой программы поддержки развития
информационно-библиотечного центра муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №71 г.Тулы
«Школьная библиотека - информационно-библиотечный центр»
Наименование программы
«Школьная библиотека – информационно- библиотечный центр»
Дата принятия решения о разработке программы, дата её утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

 Декабрь 2009г.
Заказчик, директор проекта
Администрация муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №71.
Основные разработчики проекта
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №71,
творческая группа













Цели и задачи программы
Цели программы:
Ø  Повышение уровня информационно-библиотечного обслуживания читателей, исключение из практики отказов на запросы за счет обеспечения доступа читателей к полной, объективной, достоверной информации.
Ø  Формирование у учащихся основ информационной культуры, т.е. знаний, умений и навыков по самостоятельному поиску, отбору, анализу, представлению информации.
Ø  Повышение    уровня     информационной     культуры     педагогов, формирование     навыков    и самостоятельного библиотечного пользования.
Ø  Создание      информационно-библиотечного   центра   как      основного   условия повышения  уровня обслуживания и информационной культуры пользователей.
Задачи   программы:
§  Информационно-документальное обеспечение учебно-воспитательного процесса.
§  Организация доступа пользователей к различным источникам информации.
§  Обеспечение информационных потребностей педагогов.
§  Формирование основ информационной культуры учащихся.
§  Повышение уровня информационной культуры педагогов.
§  Содействие самообразованию учащихся и педагогов школы.

Сроки и этапы реализации программы
  2009 – 2012 годы.
Исполнители программы
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №71.
Объемы и источники финансирования
Бюджет МОУ-СОШ №71, внебюджетные средства
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
1.      Качественное развитие информационно-библиотечного центра.
2.      Обеспечение полной и достоверной информации участникам образовательного процесса.
3.      Организация доступа пользователей к глобальным информационным ресурсам.
4.      Повышение рейтинга школы.
Система организации контроля за исполнением проекта
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №71.










Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом

Настоящая  Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области школьных библиотек, с учетом отечественного и зарубежного опыта.  
  Значимость проблемы развития школьных библиотек отражена   в следующих федеральных программах:
— Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1001 года № 1756-р;
 — Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», которая направлена, в том числе, на развитие комфортной и инновационной школьной среды, где важное место должна занять современная школьная библиотека;
— Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности, в реализации которой должны использоваться возможности и ресурсы школьной библиотеки как важнейшего социального института воспитания и развития нового поколения россиян;
— Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015г.;
— Национальной программе поддержки и развития чтения;
— Концепции развития информационного общества в России, где  рассматривается школьная библиотека как начальное звено подготовки информационно грамотных будущих граждан инновационной России.
Создание и развитие информационной образовательной инфраструктуры России сегодня становится реальностью, но для её обеспечения необходимо создание соответствующих структур на уровне учреждения образования, способных принимать любого вида информацию на любых носителях и организовать с ними эффективную работу.
Школьные библиотеки почти везде работают с одним видом информации (на печатной основе). С одной стороны, книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний. Конкретные характеристики информатизации тесно сопряжены с потребностями, возможностями и особенностями микросоциальной среды школы. Поэтому столь важным представляется в современной школе учитывать интересы учащихся и учителей в различных видах и формах представления информации, в том числе на основе средств новых информационных технологий. С другой стороны, в подготовке современной школой выпускника в последние годы стали ориентироваться все в большей мере на человека самостоятельно и критически мыслящего, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это диктуется социальными и экономическими факторами: российское общество от общества индустриального постепенно перемещается к обществу информационному, в котором существует осознанная необходимость в достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвитии на любом отрезке жизненного пути человека.
В этих условиях изменяется характер учебного процесса, в который энергично внедряются активные методы обучения – широкая сеть факультативов, кружков, клубов по интересам; метод проектов, групповое обучение, уроки-диспуты, консультации, семинарские занятия и т.д., что предполагает выполнение различных самостоятельных работ именно во внеурочное время. При этом успешной самостоятельная работа становится в том случае, если школьник располагает возможностью свободного выбора и доступ к различным источникам информации. Кроме того, работая самостоятельно, школьник должен рассчитывать в выборе средств (по интересам или для углубления знаний) на помощь взрослого. Помощь будет эффективна в том случае, если тот опирается в своей деятельности на принцип индивидуализации обучения. Этот принцип требует знания и учета различия в уровне способностей и возможностей учащихся, его познавательных интересов. Такими знаниями обладает учитель, но он не может предоставить школьникам условия для внеклассной самостоятельной творческой работы. Эти условия имеются или могут быть таковыми в преобразованной школьной библиотеке.
За окном 21 век. Лозунг «Каждой школьной библиотеке - компьютер», долгие годы оставался для нас фантастикой, сейчас реальность. В данный период идет интенсивное формирование нового облика современной школьной библиотеки.
Какой должна быть библиотека школы сегодня? Мнения ведущих специалистов перекликаются с решением коллегии Минобразования России, о том, что библиотека школы не только культурно – образовательный центр социума, но и важный информационный ресурс. В этой связи наиболее актуальным и значимым представляется преобразование школьной библиотеки в  информационно-библиотечный центр, способный обеспечить развитие интеллектуальных способностей ребенка и усвоением им норм общечеловеческой морали. Изменяется и сама миссия библиотеки: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека становится структурным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение учебно-воспитательного процесса и формирование основ информационной культуры пользователей.
В настоящее время наиболее реальной и наиболее соответствующей нашим условиям моделью развития школьной библиотеки может быть создание информационно-библиотечного центра.
   Информационно-библиотечный центр функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки. Компьютеризация позволила раздвинуть рамки источников информации на различных носителях и расширить ассортимент предлагаемых услуг. ИБЦ – это тот вариант модернизации школьной библиотеки, который в настоящее время доступен и необходим каждой школе.
Он является важнейшим информационным и культурно – образовательным центром социума, так как от уровня   информационного обслуживания во многом зависит достижение нового качества образования.
В ИБЦ специальным образом организованы условия, которые активно способствуют формированию информационной культуры учащихся (в широком смысле), их самостоятельной активности, а также повышению профессиональной квалификации учителей с помощью средств новых информационных технологии,
В информационно-педагогической среде, которую представляет собой ИБЦ, становятся возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной (творческой) деятельности всех ее потребителей (школьников, педагогического коллектива), в том числе, для создания собственных средств информации (видеоматериалов, газет, журналов и пр.), для участия в телекоммуникационных проектах.
Существенным отличием самостоятельной работы в ИБЦ от самостоятельных, дополнительных внеклассных занятий в кабинетах является то, что здесь ученику открываются широкие возможности для повторения, углубления имеющихся у него знаний, сравнения своих знаний с другими школьниками: из соседней школы, из другого города (благодаря телекоммуникационной связи с ними), а также для значительного расширения знаний в связи с использованием библиотечного фонда и многообразного фонда других информационных средств, возможностью через компьютер связаться с другими библиотеками и культурными центрами.
В ИБЦ школьники приобщаются к   самостоятельной образовательной деятельности - работе с информацией: вербальной, образной в форме конкретных образов реальных предметов и условных образов, используемых в различных областях знаний (видеоинформация, аудиоинформация, звуковая, графическая, символическая, текстовая). Учащийся здесь более самостоятелен в выборе средств, приемов организации деятельности. Одновременно школьник учится работать с «ключами» ИБЦ: компьютерными каталогами, банками данных и другими программными средствами, картотеками, библиографическими справочными и энциклопедическими изданиями.
Учителя в ИБЦ получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Здесь созданы условия и для индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во внеклассное время, для создания самодельных средств творческой деятельности самого учителя: аудиозаписей, видеозаписей, компьютерных технологий и пр.
Непосредственно из ИБЦ учитель может связаться с педагогами других городов, стран, работая в рамках телекоммуникационных проектов. Здесь может проходить и работа с учащимися в рамках проектов. На базе ИБЦ, в специально отведенной для этого зоне, могут проводиться некоторые формы уроков, требующие индивидуальной и групповой работы со средствами информации: дискетами, дисками, компьютерными программами, видеоматериалами, аудиозаписями и  т.д. по определенной теме учебной программы и графику, составленному учителем совместно с сотрудниками ИБЦ.
  Информационно-библиотечный центр - это качественно новое, экономически и методически обоснованное обеспечение возможностей для самоподготовки учащихся. Учитель может руководить процессом познания, оказывать влияние на формирование новых знаний, умений посредством организации самостоятельных работ учащихся в форме индивидуальных, дифференцированных заданий и заданий для самоподготовки.
   Внедрение средств новых информационных технологий в ИБЦ способно преобразовать как рутинную работу сотрудников библиотеки, так и внести существенные коррективы в образовательно-воспитательный процесс в ее условиях. Сотрудник  ИБЦ с помощью компьютера с периферией (принтер, модем и др.) ведет учет  фонда, посещаемости, выдачи книг, обработку статистических данных; составляет, изменяет и тиражирует основные документы (справки, планы, отчеты, библиографические списки), использует в своей работе информацию, подготовленную в национальных библиотечных центрах и полученную посредством телекоммуникационной связи. Сотрудник ИБЦ организует самообразовательную деятельность всех групп потребителей.
 Школа – это всегда диалог. И вне этого диалога   информационно-библиотечный центр существовать не может. Успех работы ИБЦ во многом зависит от кооперации, координации, консолидации деятельности образовательных, культурных и общественных институтов социума.
Современная ситуация развития общества актуализирует проблему создания единого информационно-образовательного пространства как объективно – необходимого условия обучения и социализации личности.
Сегодня интеллектуальный потенциал школьных библиотекарей и  информационно-библиотечный  потенциал имеющихся фондов велик, но востребован далеко не в полной мере.
Сложившийся порядок обслуживания читателей так же не в полной мере соответствует современным задачам обучения и воспитания, возросшим читательским потребностям.
Не отказываясь от традиционных форм пропаганды книги, библиотека сегодня сознательно расширяет свои функции и становится не только культурным и образовательным центром, но и центром досуга, межличностного общения, информационного обслуживания.
Опираясь на опыт работы, современное оснащение, библиотека МОУ – СОШ №71 может самостоятельно решать проблему информационно-библиотечного обслуживания своих читателей на современном уровне.
Одним из путей совершенствования   работы является переориентация деятельности школьной библиотеки в  информационно-библиотечный центр.


             ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы:
Повышение уровня информационно-библиотечного обслуживания читателей, исключение из практики отказов на запросы за счет обеспечения доступа читателей к полной, объективной, достоверной информации.
Ø  Формирование у учащихся основ информационной культуры, т.е. знаний, умений и навыков по самостоятельному поиску, отбору, анализу, представлению информации.
Ø  Повышение    уровня     информационной     культуры     педагогов, формирование     навыков    и самостоятельного библиотечного пользования.
Ø  Создание      информационно-библиотечного   центра   как      основного   условия повышения  уровня обслуживания и информационной культуры пользователей.
Задачи   программы:
•    Информационно-документальное обеспечение учебно-воспитательного процесса.
§  Организация доступа пользователей к различным источникам информации.
§  Обеспечение информационных потребностей педагогов.
§  Формирование основ информационной культуры учащихся.
§  Повышение уровня информационной культуры педагогов.
•      Содействие самообразованию учащихся и педагогов школы.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ.
  Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств на текущее финансирование и привлеченные средства.
  РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
  Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет педагогический коллектив МОУ - СОШ №71:
        Директор школы осуществляет общее руководство функционированием  информационно-библиотечного центра, совместно с заведующим ИБЦ принимает концептуальные решения о направлениях  работы информационно-библиотечного центра, обеспечивает условия для эффективной работы центра.
        Педагогический совет содействует организации эффективной деятельности информационно - библиотечного центра, заслушивает информацию и отчеты о работе ИБЦ, вносит предложения по дальнейшему развитию центра.

        Заместитель директора по воспитательной работе оказывает помощь в организации внеурочных форм работы ИБЦ.
        Заместитель директора по учебно-воспитательной работе оказывает помощь в организации занятий по формированию основ информационной культуры,    оказывает поддержку и консультационную помощь по выбору программ. 
        Заместитель директора по АХР принимает необходимые меры по содержанию помещения, приобретению оборудования для ИБЦ.
        Главный бухгалтер осуществляет финансовые операции, связанные с функционированием ИБЦ.
        Заведующий информационно-библиотечным центром осуществляет руководство работой ИБЦ в соответствии с функциональными обязанностями, проводит исходное, промежуточное, итоговое диагностирование, разрабатывает нормативно-правовую документацию, организует апробацию и освоение учебных программ, описывает опыт работы по реализации программы.
        Школьные методические объединения участвуют в организации и проведении занятий по повышению уровня информационной культуры педагогов.
        Социально-психологическая служба оказывает помощь в подготовке и проведении диагностики учащихся.
        Учитель информатики оказывает помощь в подготовке проектов, презентаций с использованием компьютерных технологий, участвует в проведении занятий по формированию основ информационной культуры.
        Учителя используют необходимую литературу, медиасредства, Интернет-ресурсы в учебных целях, координируют свою работу с сотрудниками ИБЦ в части обеспечения информацией, участвуют в занятиях по повышению уровня информационной культуры.
        Классные руководители участвуют в организации занятий по формированию основ информационной культуры, обеспечивают участие класса в мероприятиях ИБЦ.
        Учащиеся участвуют в занятиях по формированию основ информационной культуры, внеурочных мероприятиях центра. Учащиеся старших классов участвуют в организации и проведении занятий для младших школьников.
СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
     Количественное и качественное развитие школьной библиотеки как информационно-библиотечного центра.
   Обслуживание с применением информационных технологий, использование новых ресурсов, возможность получения сразу полнотекстовой информации  без промежуточного поиска по АПУ и каталогу, возможность быстрой электронной доставки документов, использование полного, отражающего весь фонд каталога, внедрение новых интересных форм обслуживания, а также постоянно возрастающий интерес пользователей к компьютерной техники сводят к минимуму (или исключают совсем) число отказов на информационные запросы пользователей, а также к росту посещаемости информационно-библиотечного центра.
Координация деятельности информационно-библиотечного центра с педагогическим коллективом, администрацией,    выявление   длительных   информационных   запросов педагогов   и   администрации, профессиональных интересов, направлений и тем работы учителей позволяют наиболее полно удовлетворить информационные запросы педагогов и администрации.


ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ И РАБОТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«Школьная библиотека – информационно-библиотечный центр».
№ п/п
Мероприятия
Срок выполнения
Исполнитель
Работа по нормативно – правовому и организационно – методическому обеспечению развития информационно – библиотечного центра
1.
 Анализ уровня информационно-библиотечного обслуживания
Октябрь - ноябрь 2009г.
Зав. ИБЦ Власова Т.В.; Классные руководители
2.
  Изучение опыта других ИБЦ
 Октябрь 2009г.
Зав.  ИБЦ Власова Т.В.
3.
  Организация работы совета ИБЦ
Ноябрь 2009г.
Зав. ИБЦ Власова Т.В.
4.
 Подготовка и издание локальных актов, регламентирующих работу ИБЦ
Декабрь 2009г.
Администрация школы
5.
 Представление локальных актов на заседании   Совета школы.
Декабрь 2009г.
Зам.директора по ВР Борщова Н.А.
6.
  Паспортизация ИБЦ
 Декабрь 2009г.
Зав.  ИБЦ Власова Т.В.
7.
   Формирование пакета нормативно-правовых и методических материалов по деятельности ИБЦ.
Январь – май 2010г.  
Зав.  ИБЦ
Власова Т.В.
8.
Проведение семинаров, «круглых столов», консультаций для работников школьных библиотек.
В течение периода действия программы
Зав.  ИБЦ
 Власова Т.В.
II. Научно – методическое обеспечение
информационно – библиотечной деятельности.
1.
 Разработка методических и дидактических материалов по формированию информационной культуры.
В течение периода действия программы   
Зав.  ИБЦ
 Власова Т.В.
2.
Накопление документов, создаваемых в школе (публикаций и работ педагогов, лучших научных работ и рефератов учащихся)
 В течение периода действия программы   
Зав.  ИБЦ Власова Т.В.
3.
Организация и ведение справочно-библиографического аппарата ИБЦ, включающего традиционные и электронные каталоги и картотеки, базы данных по профилю школы, книжный справочный фонд, энциклопедические и справочные издания, обучающие программы на электронных носителях.
В течение периода действия программы
Зав.  ИБЦ Власова Т.В.
4.
Ознакомление педагогов с новыми цифровыми образовательными ресурсами.
2009 - 2012
Зав.  ИБЦ Власова Т.В.
5.
Проведение внеклассных мероприятий и уроков с применением ЦОР на базе ИБЦ.
В течение периода действия программы
Учителя-предметники,
зав. ИБЦ
6.
Обеспечение школы ЦОР нового поколения в рамках проекта информатизации образования в РФ.
  2010г. – 2012гг.
Зам. директора по УВР, зав. ИБЦ
7.
Обеспечение работоспособности компьютеров ИБЦ.
  2010-2012гг.
Учитель информатики, зав. ИБЦ
                                     III.  Кадровое обеспечение
информационно – библиотечной деятельности.
1.
Организация участия в работе ИБЦ учителя информатики.
В течение периода действия программы
Пыльнова Н.Е.
Власова Т.В.
2.
Прохождение курсов повышения квалификации
В течение периода действия программы
Администрация ОУ
                                     III.   Материально-техническое обеспечение
информационно – библиотечной деятельности.
1.
Приобретение недостающего оборудования: сканера, ксерокса, проектора, нового монитора.
В течение периода действия программы
Директор
2.
Комплектование фонда электронными изданиями.
В течение периода действия программы
Зав. ИБЦ
3.
Подключение ИБЦ к сети Интернет.
2009г.
Администрация ОУ
4.
Создание полноценного СБА.
В течение периода действия программы
Зав. ИБЦ




ЭТАПЫ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ
Срок реализации - 3 года.
Первый этап (2009 -2010 уч.год)
№ п/п
 Мероприятия

    Сроки
Ответственный

1.
Исходное диагностирование уровня
информационно-библиотечного обслуживания.
Октябрь – ноябрь 2009г.
Власова Т.В.
2.


Изучение опыта работы других школьных библиотек
Ноябрь 2009г.
Власова Т.В.
 3.
Разработка программы развития информационно-библиотечного центра
Декабрь 2009г.
Власова Т.В.
 4.
Представление программы на заседании педагогического совета школы
Декабрь 2009г.
Власова Т.В.
5.
Подключение к сети Интернет
Ноябрь 2009г.
Колканова О.Н.
Пыльнова Н.Е.
Власова Т.В.
 6.
Приобретение принтера
Декабрь 2009г.
 Власова Т.В.
Зам.директора по АХР

 7.
Приобретение   мебели для книгохранилища
Январь 2010г.
Власова Т.В.
Зам.директора по АХР

 8.
Комплектование фонда  электронными изданиями.
В течение года
Власова Т.В.
 9.
Разработка методических и дидактических материалов по формированию информационной культуры
В течение года
Власова Т.В.
 10.
Накопление документов, создаваемых в школе (публикаций и работ педагогов, лучших научных работ и рефератов учащихся)

Сентябрь 2009г.- май 2010г.
Власова Т.В.
 11.
Разработка положения об информационно-библиотечном центре , должностных инструкций, оформление паспорта ИБЦ
Декабрь 2009г.
Власова Т.В.
 12.
Разработка правил пользования ИБЦ
Декабрь 2009г.
Власова Т.В.
                             Второй этап (2010-2011 учебный год)

 № п/п
       Мероприятия
Сроки
Ответственный
 1.
Корректировка программы по  воспитанию культурной личности в условиях ИБЦ
Сентябрь 2010г.
Власова Т.В.
 2.
 Уточнение и корректировка программы работы информационно-библиотечного центра.
Сентябрь 2010г.
Власова Т.В.
 3.
  Совершенствование СБА, наполнение электронного каталога. Пополнение базы информационных ресурсов ИБЦ.
В течение учебного года
Власова Т.В.
Пыльнова Н.Е.
 4.
 Анализ разработанных ЦОР и создание дополнительных условий для новых разработок.
В течение учебного года
Колканова О.Н.
Власова Т.В.
Пыльнова Н.Е.
 5.
Работа над  программой «МАРК»
В течение учебного года
Власова Т.В.
 6.
 Приобретение сканера, ксерокса, монитора.
В течение учебного года
Директор

 7.
Повышение квалификации сотрудника ИБЦ
В течение учебного года
Колканова О.Н.
Власова Т.В.
 8.
Участие в проведении нетрадиционных уроков
В течение учебного года
Власова Т.В.
 9.
Техническое обеспечение и помощь сотрудникам школы  в разработке ЦР.
В течение учебного года
Колканова О.Н.
Власова Т.В.
Пыльнова Н.Е.
 
                 Третий этап (2011 - 2012 учебный год)
№ п/п
    Мероприятия
Сроки
Ответственный
 1.
 Уточнение и корректировка программы работы ИБЦ.
Сентябрь 2011г.
Власова Т.В.
 2.
Участие в проведении нетрадиционных уроков
В течение учебного года
Власова Т.В. Учителя-предметники
 3.
Проведение занятий по формированию информационной культуры в 1-11 кл.
В течение учебного года
Власова Т.В.
Классные руководители
 4.
 Совершенствование СБА, наполнение электронного каталога
В течение уч. года
Власова Т.В.
 5.
Приобретение проектора
Март 2012г.
 Илюшин И.А.
Власова Т.В.
6.
Систематизация информационных ресурсов ИБЦ
В течение уч. года
Власова Т.В.
 7.
Итоговое диагностирование эффективности реализации программы.
Май 2012г.
Власова Т.В.
 8.
Описание опыта работы по реализации программы
Май 2012г.
Власова Т.В.






по








Прогнозируемые результаты реализации программы.

1













Прогнозируемые результаты реализации программы.


1.       Повышение эффективности образовательного процесса и уровня информационно-
библиотечного обслуживания.
2.       Обеспечение доступа пользователей к полной, объективной, достоверной информации.
3.       Формирование у учащихся основ информационной культуры.

4.       Повышение уровня информационной культуры педагогов, формирование навыков и умений
самостоятельного библиотечного пользователя.
5.       Эффективное взаимодействие семьи и школы по привлечению детей к чтению.




ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОГРАММЫ
1.  Бирюкова  Л.П.   Программа  «Библиотечно-библиографические  и информационные  знания  младшим школьникам» /Л.П.Бирюкова //Школьная библиотека.-2003.-№1- С.55-57.
2.                  Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам /Сост. Г.В.Чулкина.- М.: Рос. Акад. Образования ГНПБ им. К.Д.Ушинского, 1997.
3.                  Зуева Е.М. Примерное положение об информационно-библиотечном центре общеобразовательного учреждения. /Е.М.Зуева.- М.: Рос. Акад. Образования ГНПБ им. К.Д.Ушинского, 2004.
4.                  Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н.И.Гендина // Школьная библиотека.-2002.- № 1.-С.24-27.
5.                  Дворкина М.Я Библиотечное обслуживание: новая реальность: Лекции /М.Я.Дворкина.- М.,2000.

6.                      Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: Социо-культурный подход/М.Я. Дворкина.-М.,2001.
7.                      Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений : Материалы из опыта работы.-М.: Рос. Акад. Образования ГНПБ им. К.Д.Ушинского ,2004.


Комментариев нет:

Отправить комментарий