понедельник, 20 января 2014 г.

Метод проектов в реализации ФГОС в школьной библиотеке

Проектно-организаторская компетентность школьного библиотекаря в реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Современные дети – это уже не «чистый лист», на который «наносят знания». К ним отовсюду поступает много информации. Книга уже не является единственным источником нужных сведений. Однако, обилие информации не делает знания системными: ребята не умеют превращать информацию в знания. Детей необходимо научить выделять главное, находить связи, целенаправленному поиску, структурировать имеющиеся данные, т. е. речь идёт о формировании у читателей информационной компетентности, заложенных в образовательных стандартах второго поколения. Нельзя отрицать и то, что ученики сегодня другие, и роль школьной библиотеки должна быть другой. Как изменить отношение между учеником и библиотекарем – педагогом, привести их в соответствие с требованиями времени? Какой метод позволяет это сделать?
В новых условиях необходимы новые методы (а может быть и хорошо забытые старые). В обучении нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и другие методы. Сегодня нас интересует метод проектов.
Метод проектов.
Он зародился во II половине XIX века. Его основоположником был философ Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что даёт практический результат. Метод проектов – это метод решения проблем взятых из реальной жизни, значимых для ученика.
Самостоятельная работа над проблемой, получение конкретного результата, публичное предъявление его называют проектной деятельностью. Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание.
Проект – прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности. Проектный метод обучения – это педагогическая технология,  ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Разнообразие проектов: от проекта на одно мероприятие до проекта на весь год; от мини – проектов до проектов межпредметных.
По составу: индивидуальный, групповой, общешкольный, международный.
Технология работы над проектом:
Выбор темы: определение потребности проблемы.
Планирование алгоритма работы: определение срока работы, составление плана, определение круга источников информации.
Работа с информацией: определение, выбор основного в тексте, работа с печатными и электронными  носителями информации.
Работа с текстовыми редакторами:    WORD, Writer: набор, форматирование текста.
Работа с иллюстративным материалом:   сканирование, подбор иллюстраций из интернет-источников.
Издательская деятельность: макетирование, издание информационно- познавательного сборника.
Презентация информационного сборника: выбор выступающих, выбор формы выступления ( театрализованное выступление, доклад на конференции,  составление сценария выступления,  выступления.
Этапы работы над проектом.
Первый этап – погружение в проект.
Первый этап самый короткий, но очень важный. Здесь библиотекарь пробуждает интерес к теме проекта, все вместе определяют цель, задачи проекта, способ решения проблемы.
Второй этап – организация деятельности.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо объединить детей в группы, определить цели и задачи каждой группы, уточнить роль каждого члена группы. Объединение в группы можно предоставить самим ученикам, по желанию, но иногда находится ученик, который предпочитает индивидуальную деятельность. Руководитель, конечно, контролирует процесс.
Деятельность библиотекаря:
- наблюдает
- советует
- помогает
- уточняет
- проверяет
- дополняет
- обобщает
- консультирует
- следит
Деятельность учащегося:
-анализируют
- сравнивают
- выбирают
- исследуют
- изучают
- конспектируют
- оформляют
-защищают проект
Третий этап – осуществление деятельности. После того, как работа спланирована, пора действовать. Здесь руководитель может «потеряться» или «сделаться наблюдателем». Ребята сделают сами. Дети делают работу настолько самостоятельно, насколько мы их этому научили.
Четвёртый этап – презентация. Презентация – это одна из целей проектной деятельности. Этот этап необходим для окончания работы, для демонстрации результатов, самооценки и мыслительной деятельности.
С точки зрения учащегося, проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести реальную пользу, показать результат.
Проект это:
  •  метод обучения;
  • содержание обучения;
  • форма организации учебного процесса.
Проекты, которые используются в рамках образовательного учреждения, должны иметь определенные характеристики, которые составляют методический паспорт  проекта.
Методический паспорт – схема методического описания учебного проекта. С  ним необходимо познакомиться, когда собираешься использовать какой-либо  проект и решаешь, насколько он подходит для конкретных педагогических задач в   работе с данными детьми.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Ø  Название проекта, автор
Ø  Вид   проекта
Ø  Класс:    ;    ОУ-         Год создания:
Ø  Проблема:
Ø  Цель:
Ø  Форма организации:
Ø  Время работы:
Ø  Содержание:
Ø  Форма   презентации:
Ø  Результативность:  
Примерные библиотечные проекты.
  • Любимая книга моей семьи.
  • Мой читательский дневник.
  • Памятные дни родной истории.
  • История моей семьи – история Отечества.
  • История моей улицы.
  • Моя семья.
  • Распорядок дня.
  • Мир лекарственных растений.
  • Молодое поколение желает знать и помнить! (3 модуля)
1.Читаем всей семьёй про славную победу! (семейный конкурс для 1-4 кл. и родителей).
2.Потомки помнят славную победу! (интеллектуальный марафон – викторина для средних классов).
3.Мы дети войны и Победы! (создание электронной книги памяти о ветеранах войны и детях войны, живущих в районе (для старшеклассников).
Проект «Мир добрых волшебников».
Цель проекта: продемонстрировать на примере детской литературы, что рождение волшебства в сказке, иллюстрации, музыка, в жизни связано с особым творческим состоянием человека.
Задачи проекта: развивать нравственный иммунитет, формировать систему ценностей личности.

Этапы осуществления проекта

Первый этап. Анкетирование учащихся.
·         Какое волшебство я знаю из сказок?
·         Что я считаю добрым волшебством?
·         Я бываю добрым волшебником?
·         Какому волшебству я хотел бы научиться?
·         За что Золушку можно назвать доброй волшебницей?
·         Три желания, которые выполнит моя волшебная палочка?

Второй этап. Информационный.

  1. Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов детских сказок.
  2. Углубление и обобщение знаний о писателях – сказочниках.
  3. Работа над словарём проекта, знакомство с теорией волшебства.
Третий этап. Исследовательский.
Опрос учащихся, педагогов, родителей. Обобщение результатов и составление карты маршрута «Территория добрых дел».
Четвёртый этап. Творческий.
·         Сочинение сказок по началу, по концу, со знакомыми сказочными героями, но с противоположными характерами воздействия (Баба – Яга – добрая и т. д. ).
·         Нарисуйте, в кого бы вас превратил волшебник.
·         Нарисуйте, во что бы вас могли заколдовать.
·         Сочинение и иллюстрирование авторских сказок.
·         Конкурс на лучшую иллюстрацию обложки сборника сказок.
·         Составление сборника сказок.
Пятый этап. Подведение итогов. Выпуск творческого альманаха «Мир добрых волшебников».
Результаты проекта – творческие дела: ученики научились выполнять домашние дела; в библиотеке починили журналы, книги, создали сборник сказок собственного сочинения.
Проект «Милосердие».
«Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердие» (В. И. Даль)
Цель проекта: Содействие формированию нравственных ценностей.
Задачи проекта:
·         формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
·         закреплять знания о морали и милосердии, уважении к одноклассникам, взрослым людям, все тем, кто нуждается в заботе;
·         содействовать развитию терпимости и толерантности;
·         формировать представления о правах и обязанностях ребёнка, взрослого;
·         обогащать эмоциональный мир;
·         поощрять творческие возможности;
·         способствовать укреплению семейных ценностей.
Проект состоит из 5 разделов.
Раздел 1. «Поделись улыбкою своей».
Посвящается Дню пожилого человека. Оформление поздравительных открыток, подготовка концерта для людей пожилого возраста, самодельные подарки, совместные фотографии.
Раздел 2. «Память, опалённая войной».
Посвящается дате освобождения своего края от немецко–фашистских захватчиков. Оформление поздравительных открыток, «Полевая почта» для ветеранов, встреча с ветеранами, Концерт, устный журнал, состоящий из стихов поэтов ВОВ своего района, города, презентация по материалам этого раздела.
Раздел 3. «Дети детям»
Оказание материальной помощи детям – сиротам (из детского дома) и детям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации (совместно с родителями). Работа с будущими первоклассниками: экскурсии по школе, в библиотеку, фильм «Эта школьная страна» (об истории и традициях школы; изготовление подарков для первоклассников своими руками; театрализованное представление сказок для малышей). Театральный фестиваль школы.
Раздел 4. «День матери от чистого сердца».
Праздник, посвящённый любимым и родным мамам и бабушкам: стихи, песни, рисунки, танцы.
Раздел 5. «Братья наши меньшие».
Рассказы детей о маленьких друзьях – животных, изготовление кормушек, подкормка птиц, интервью у одноклассников о любимых животных.
В рамках проекта можно провести беседы на темы:
«Что такое толерантность», «Прикоснись ко мне добротой», «Давайте жить дружно» и др.


Технология проектной работы структурно совпадает с технологией работы с информацией, это и есть идеальный вариант для практико- ориентированной организации деятельности. В результате можно научить детей не только основным навыкам работы с информацией, навыкам проектной деятельности, умению работать в группе, индивидуально, но и пополнить фонд школьной библиотеки познавательными, информационными сборниками.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий